Юрий Живаго: характеристика и образ героя

Юрий Живаго

Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго», главным героем которого является Юрий Андреевич Живаго, отражает судьбу русского интеллигента в вихрях русских революций и войн первой половины 20 века. Человек, его нравственные страдания, творческие стремления и поиски, его самая гуманная в мире профессия и столкновение с антигуманным миром жестоких и «тупоумных теорий», человек и шум времени, который сопровождает всю его жизнь – главная тема романа.

Роман заслужил Нобелевскую премию по литературе, однако на родине писателя не был напечатан, а от премии отказался под давлением. Что же позволило считать роман антисоветским? Вероятно, то, с какой правдивостью изображается жизнь обычного человека, не принимающего революции, не желающего принести себя ей в жертву, но одновременно слишком мягкого и неопределившегося для того, чтоб хоть сколько-нибудь походить на оппозиционную силу.

Характеристика персонажа

Юрий Живаго входит в повествование романа маленьким мальчиком. Он рано потерял родителей, воспитывался в хорошей семье, ставшей ему родной. Живаго творческий, подающий надежды, тонко чувствующий красоту, искусство и сам чувственный, тонкий. Юрий становится доктором, ощущает потребность не только в помощи людям, но и потребность как бы «творить красоту», в противовес смерти.

Живаго предвидит социальные катаклизмы, но одновременно верит в революцию, как в верный и надежный скальпель хирурга и сравнивает революцию с великолепной хирургической операцией, даже испытывает душевный подъем, осознавая, в какое время живет. Однако уже скоро он понимает, что насильственность революции пошла в разрез с его приветственными к ней настроениями – красные принудительно мобилизуют доктора, его допрашиваю как шпиона, он попадает в плен к партизанам и вот уже от идей большевизма он в отчаянии, ведь у него отнята и семья, и любимая женщина, и вот уже его уничтожение – только вопрос времени, и он его ждет.

В отрыве от семьи не работается и не пишется, и ни о чем не мечтается. В 1929 году Живаго умирает от сердечного приступа, едва выйдя из трамвайного вагона. Остается его лирика, утраченная тяга к прекрасному (а был ли вообще этот дореволюционный мир или только привиделся?), несбывшиеся надежды.

Образ в произведении

Омар Шариф в роли Доктора Живаго, к/ф Дэвида Лина "Doctor Zhivago", США 1965
(Омар Шариф в роли Доктора Живаго, к/ф Дэвида Лина "Doctor Zhivago", США 1965)

Юрий Живаго – собирательный образ русского интеллигента, на юность которого выпадает революция. Воспитанный на классической литературе и искусстве, ценящий прекрасное, он, как и все русские интеллигенты, - дилетант широкого профиля. Он талантливо пишет стихи и прозу, блестяще философствует, получает блестящее образование, развивается в своей профессии, становится великолепным диагностом, однако все это идет прахом, ведь революция и гражданская война молниеносно сделала вчерашних уважаемых в обществе граждан, цвет нации, презираемыми буржуями, отщепенцами.

Неприятие насилия, коим пронизан новый строй, не позволяет Юрию ловко встроиться в новую социальную реальность, более того, становится опасным его происхождение, его взгляды, наконец, его стихи – ко всему этому можно придраться, за всё можно наказать. 

Психологически образ Живаго раскрывается, конечно, в той тетради, в которой в качестве послесловия собраны стихи, якобы написанные Юрием. Лирика показывает то, насколько он оторван от реальности и насколько равнодушен к «вершению истории». Перед читателем предстает тонкий лирик, живописующий снег, пламя свечи, бытовые мелочи, дачный уют, домашний свет и теплоту. Именно эти вещи Живаго воспевает сильнее, чем классовые, - своё место, свою семью, свою уют. И именно из-за этого роман правдив и настолько был неугоден критикам.

Инертный и неподвижный человек, где-то ведомый, где-то слишком уступчивый, не отстаивающий себя. Порой читателя может охватить чувство неприязни к нерешительности героя: давал себе «слово не любить Ларису» – и не держал, спешил к жене и детям – и не догонял, пытался все бросить – и не удавалось. Подобное безволие четко укладывается в христианские принципы – подставить вторую щеку, когда ударили по первой, да и в имени героя прослеживается символизм: Юрий (будто «юродивый») Андреевич («сын человеческий) Живаго (воплощение «духа Живаго»). Герой будто соприкасается с вечностью, не давая оценок, не судя, не противоборствуя.


(Борис Пастернак)

Считается, что образ Юрий Живаго максимально близко соприкасается с образом самого Бориса Пастернака, а также отражает внутренние миры его современников – Александра Блока, Владимира Маяковского, Сергея Есенина. Творческая интеллигенция смотрела на революционные настроения с индивидуальным, обостренным пониманием, а значит глазами творческого человека можно увидеть правду и пережить её, читая роман.

Образом Живаго ставятся вопросы гуманности, роли человека в круговороте истории, где отдельная личность выглядит песчинкой, но самоценна.


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.